В процессе общения с зарубежными партнерами, а также с иностранными дипломатами принято оказывать знаки внимания как по отношению к учреждениям и фирмам, так и к их руководителям и сотрудникам. Проявляется это в различных формах — от обмена любезностями и поздравлений по случаю памятных дат до вручения или передачи цветов и подарков. Во все эпохи простые люди и государственные деятели всегда одаривали друг друга скромными либо роскошными подношениями. С практикой дипломатических даров в глубокой древности мы уже знакомили наших читателей три года тому назад, публикуя из номера в номер статьи консула Херонима Грали — нынешнего директора Польского культурного центра в Москве. Однако времена меняются, и в подарочный этикет постоянно вносятся коррективы, отражающие условности современного бытия. Где то уместны просто статуэтки кошек, а где то офисные аксессуары.
Подарок как знак внимания
В эпоху дефицита подарком могло быть все, чего не было на прилавках. Поэтому тогда говорили не «купил», а «достал», причем вещь, которую удавалось достать, всегда ценилась гораздо больше, чем та, которую можно было запросто купить. Так что нынче выбрать подарок куда труднее, особенно для иностранца, у которого, как принято считать, все есть. Просто купить статуэтку не получится - нужно хорошо подумать.
Тем не менее во все времена уместно было дарить цветы, сладости, вино и фрукты, книги, письменные принадлежности, парфюмерию, изделия из хрусталя, стекла, серебра и золота. К этому перечню сравнительно недавно добавились и художественные произведения, которыми все охотнее украшают интерьеры офисных и жилых помещений. Женщинам любого возраста все еще нравятся шерстяные павлово-посадские шали, не теряют своей актуальности и пресловутые матрешки и самовары, которые кажутся нам уже приевшимися. Конечно, и ныне государственные мужи и олигархи по установившейся корпоративной традиции могут позволить себе «экзотические» жесты, одаривая друг друга породистыми скакунами, яхтами, автомобилями, слонами и крокодилами.
Есть разница между подарками и сувенирами. Сувениры приобретаются для вручения во время встреч и деловых бесед, причем, как правило, заранее не бывает известно, кому конкретно они предназначаются. Обычно их берут с собой в зарубежные командировки и раздают в процессе общения. Многие компании и фирмы заказывают сувениры со своим логотипом и используют в качестве рекламы. Подарок же предназначается для конкретного человека, поэтому к его приобретению должен быть индивидуальный подход. Не все оценят необычные подарки.
В то же время есть категория обезличенных подарков, которыми обмениваются официальные лица высокого ранга. Большинство полученных ими дорогих презентов они вынуждены передавать либо в собственность государства, либо по назначению: в соответствующий музей или храм. Согласно российской инструкции, чиновники группы «А» могут становиться обладателями подарков только в том случае, если их стоимость не превышает установленной суммы (в настоящее время она составляет 150 долларов). Такой порядок существовал не только в царские времена, но и в советский период: например, все подарки Сталину передавались в музей — Государственную Оружейную палату, где они и находятся до сих пор. Автор этих строк был свидетелем того, как на одной из финских судоверфей у крестной матери судна, построенного для России, изъяли в доход государства дорогую брошь, подаренную ей владельцем судоверфи по случаю такого события. Так что надо всегда помнить о том, воспользуется ли лицо, которому вы хотите сделать приятное, вашим подарком. Правда, выход всегда есть: вручая дорогой официальный подарок, вы можете дополнительно передать менее ценный, но достойный презент со словами: «Это лично для вас».